Преломленный витражным стеклом свет заполняет пространство
интерьера, создает атмосферу с заданными характеристиками, поскольку
витраж — это не просто плоскость из цветного стекла, а настроение,
искусственно созданное в помещении. Витраж это одно из наиболее активных
выразительных средств в архитектуре и интерьере.
В современных домах витраж чаще всего используют с расчетом не столько
на естественное, сколько на искусственное освещение. Если раньше самой
распространенной формой было витражное окно, то теперь это потолочные
плафоны, фальшпроемы в стенах, межкомнатные перегородки. Прак¬тически
нет такого интерьера, где витраж не пришелся бы кстати. И очень часто он
становится центральной декоративной темой всего дома, связывая
отдельные помещения в общий художественный контекст.
Художественное стекло широко применяется для оформления дверей и окон. В
этом случае витраж для заполнения оконных или дверных проемов
подбирается исходя из планировки и оформления всего дома. Например,
поместив в оконном проеме витраж с изображением пейзажа, можно
«заменить» невзрачную улицу на солнечное морское побережье. В
зависимости от времени суток освещение витража, а значит и краски, и
настроение изменяются.
Художественное стекло — удовольствие дорогое. Стекло практически вечно,
однако случайный удар способен разрушить уникальное произведение. Чтобы
сделать витраж менее хрупким, большие плоскости разделяют на мелкие,
помещая их в отдельные «рамки». Существуют и другие способы: витраж
можно укрепить латунным профилем, вставить в стеклопакет. Кроме того,
применяют технологию изготовления витража на основе акрилового стекла.
Обычно для изготовления витражей применяют цветное, окрашенное в массе
промышленным способом стекло, имеющее сертификат качества.
Стремление к тому, чтобы сделать витражи доступными для самых разных
слоев населения, привело к возникновению нового направления в витражном
искусстве имитации витражей. Принципиальное отличие новой технологии от
классической состоит в том, что в качестве основы берется целое полотно
стекла, а все элементы витража наносятся на это стекло с двух сторон.
Таким образом, появилась возможность резко повысить прочность витража —
ведь стекло основы может быть различной толщины, закаленным и даже
триплексом, что позволяет шире применять витражи для больших остекленных
поверхностей и проемов, для потолочных плафонов и в стеклопакетах
любого размера… В качестве раскладок используются контур различных
цветов. В накладном витраже такие ленты не разделяют стеклышки, как это
делают раскладки в классическом витраже, а лишь создают его линейный
рисунок. Так как эти линии наносятся зеркально с двух сторон стекла,
создается впечатление сквозных свинцовых раскладок. Отличить
накладной витраж от классического можно, только подойдя к нему вплотную.
Если же витраж вмонтирован в стеклопакет, устанавливается в оконные
проемы или в световые плафоны потолка, увидеть разницу практически
невозможно. Неоспоримое преимущество накладных витражей состоит в том,
что времени на их изготовление идет гораздо меньше, чем на кропотливую
работу с классическими, состоящими из сотен фигурных стеклышек.
Соответственно и стоимость накладных витражей в три — четыре раза ниже,
что делает их доступными для широкой массы заказчиков и позволяет чаще
применять их для оформления интерьеров и фасадов.